БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
ВЕТРЯНАЯ ОСПА
ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ
ДИАТЕЗ-4вида
ДИФТЕРИЯ
КОКЛЮШ
КОРЬ
КРАСНУХА
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ
ОСТРЫЕ  РЕСПИРАТОРНЫЕ  ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
ОСТРЫЕ БРОНХОЛЕГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
ПАРА КОКЛЮШ
РАХИТ
СКАРЛАТИНА
ТОКСИКОЗЫ
ХРОНИЧЕСКАЯ ПНЕВМОНИЯ
ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ  ПАРОТИТ
СОВЕТЫ
Предупреждать
болезнь лучше, чем лечить ее


Бенгальская поговорка

ПРИЧИНЫ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ВОЗНИКНОВЕНИИ
НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ


Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом нервные клетки головного мозга не разрушаются, расстраивается только их функция. Поэтому невроз называют функциональным нарушением.
У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин, каждая из которых в отдельности заболевания может еще не вызвать. По ведущим фактором в сочетании этих причин будет психогенный. Большое значение имеют особенности ребенка, находящегося под воздействием определенного раздражителя, имеющего травмирующий, неблагоприятный эффект и тем больший, чем значительнее сам раздражитель для конкретной личности.
Детская нервность связана с болезнями, травмами (психическими и физическими) пли неправильным воспитанием.
Многие проявления нервности у ребенка остаются на всю жизнь. Предупреждение патологических симптомов в раннем детстве и своевременное урегулирование отклонений в поведении ребенка могут в значительной степени устранить развитие нервности и у взрослого.
Деятельность головного мозга проявляется в двухосновных процессах — возбуждении и торможении.
Для нормальной деятельности головного мозга характерно равновесие этих процессов. Периной системе детей свойственно преобладание процесса возбуждения над торможением.
В первый период развития с 1,5 до 5 месяцев жизни у ребенка возникает «реакция оживления» на общение со взрослыми. Улыбка, глубокие вздохи, вскидывание рук и энергичные движения ногами — все это психомоторные проявления положительных эмоций, первые попытки общения. Уже с 2—3,5 месяца ребенок протестует против пассивного положения в постели, спокоен на руках, кричит при укладывании, ибо его первостепенная потребность (наряду, разумеется, с удовлетворением биологических потребностей) в психическом развитии зависит от его активности и количества поступающей информации. На четвертом месяце жизни наступает «предречевой период», когда общение приобретает характер «переклички» между взрослым и ребенком (на ласковые слова матери ребенок отвечает радостным гулянием и лепетом). Возникает реакция удивления. Окружающая ребенка среда полна звуков, приятных, успокаивающих и раздражающих; он удовлетворен или недоволен, радуется или пугается, прислушивается, поворачивает голову на звук.
В возрасте от 3 до 6 месяцев у ребенка уже можно отметить психомоторные проявления, соответствующие страху и гневу. С этого времени и наблюдается реакция невротического типа на испуг.

К 5 месяцам узнает близких ему детей, реагирует на чужих, различает тон, с которым к нему обращаются; улыбается ласковому голосу, а на строгий отвечает гримасой обиды.
В этом периоде развития закладываются важные по своим последствиям основы взаимоотношений в системе мать — дитя.

Во втором периоде (6—12 месяцев) бурно развивается моторика ребенка. Вначале он ползает, затем встает и, наконец, ходит. В движениях ребенка, энергичных или осторожных (прием пищи, манипуляции с игрушкой, реагирование), отчетливо прослеживаются особенности темперамента, сохраняющиеся в последующие периоды жизни. Ребенок настойчиво изучает взрослого человека —его лицо, речь, жесты, поведение, настроение. Он требует к себе внимания. Его потребность в общении со взрослыми и неудовлетворенность лежат в основе различных нарушений настроения этого периода.

В 7 месяцев ребенок лепечет, ползает, садится, встает, держась за пальцы взрослого, старается не потерять ни минуты бодрствования без общения. Он ищет радость в этом общении. И если его насильно кормят или моют, он отстраняет руку с ложкой или мылом, отворачивает лицо, кричит, протестует. В этом не хочу» — начало формирования «Я».

Игнорирование желаний ребенка, нетерпеливая властность авторитетных, сверхрешительных и энергичных взрослых, насилие, грубость уже в этом возрасте подготавливают возникновение нарушений взаимоотношений в системе мать — дитя, взрослые — ребенок, начало формирования преневротического характерологического поведения.
В этом возрасте ребенок адекватно реагирует на настроение матери. Если раньше он испытывал при необычном ее поведении только страх, то теперь он улавливает множество более сложных и тонких оттенков ее переживаний. Испытывающая страх, смятение, горе, нестабильная, неуверенная в себе, а тем более невротичная мать может способствовать формированию чувства тревоги, неуверенности в характере ребенка.

В период от 8 до 12 месяцев ребенок совершенствует речь, используя к году жизни необходимые для общения слова — обращения, обозначения, требования. Неотрывно наблюдает он за действиями взрослых и охотно следит за поведением сверстников. Он знает имена нескольких близких родственников. Начинается период игр-общений: «догоню-догоню», «ку-ку» и т. п.; по просьбе взрослого ребенок находит игрушку, выполняет поручения (спокатай зайчика», «покажи, где у бабушки глаза»), усваивает смысл важнейших понятий, формирующих поведение и волю («можно» и «нельзя»), радуется похвале и огорчается порицанию. К году жизни ребенок все больше стремится к общению со сверстниками. При отсутствии должного контроля взрослых общение с ними уже на этом этапе может принести невосполнимый ущерб формирующейся системе отношений: дети конфликтуют, отнимают друг у друга игрушки, возникает взаимная боязнь, непр;:язнь к другим детям, ощущение неуверенности и страха.

Итак, первый возрастной период—период становления взанмоотношенги в системе мать — дитя, второй — период становления общения с родными и развития двигательных функций.

Таким образом, уже в возрасте до года возможны проявления последствий неправильного воспитания, воздействие различных психотравмирующих факторов, формирование преневротических характерологических черт и невротических реакций.

Третий период развития
— от 12 до 20—21 месяца жизни— период формирования фразовой речи, важный этап развития системы отношений. Своевременность становления фразовой речи является важнейшим показателем нормального интеллектуального развития. Ребенок использует к концу этого периода до 300 слов и среди них — до 70 глаголов. Этот отрезок времени в развитии ребенка является важным этапом становления внутрисемейных отношении. Реакции на внимание со стороны матери становятся не только более сложными, но и оречевленнымн. Ребенок ревнует мать к взрослым, детям (чужим и младшим братьям, сестрам). Ревность этого периода развития отражает формирование «Я» как понятия о собственной личности в отношении к другим.

Четвертый период — от 21 до 30 месяцев (до 2,5 года) — это период развития отношений со сверстниками. Именно в этом отрезке времени возникает истинное, фактическое общение с ровесниками. Дети начинают играть друг с другом, возникает эмоционально насыщенное общение ребенка с другими детьми. Этот первый опыт межличностного общения имеет большое значение для ребенка. Искусственная изоляция в это время при жесткой регламентации, неприятии, тревожной опеке может осложнить общение на последующих этапах, положив начало невротическим реакциям. В этот период дети по собственной инициативе следуют друг за другом, заинтересованно следят за действиями других детей, получают большое удовольствие от индивидуальной игры, если она проходит среди сверстников. Совместно со взрослыми дети строят, роют песок, пытаются уступать один другому, помогать, учатся играть, не обижая друг друга, не отнимать игрушки и делиться ими, т. е. учатся сотрудничать. К году жизни ребенок способен различать до 15 лиц, а к двум годам узнает несколько десятков человек. В игре, в общении ребенок осваивает до 100 слов в месяц. Он учится не только говорить, ной внимательнослушать. В играх дети уже проявляют элементы самолюбия, стремление сохранить чувство собственного достоинства. Выявляется и избирательное отношение к другим детям, возникают симпатии и антипатии, привязанности, соревнование, ревность к успехам других.

В этом периоде происходит формирование таких ведущих характеристик личности, как самооценка, эмоциональная основа личности и эмоциональный стереотип отношений к людям.
Период с 2,5 до 4 лет-ключевой, узловой в развитии личности. Это период упрямства, негативизма, оппозиции, самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений. Самоутверждение ребенка, становление его «Я» протекает в это время на основе сознательного взаимодействия с окружающей средой, с миром взрослых и сверстников. Постепенно накапливается опыт общения, ребенок познает самого себя, выявляет свои истинные возможности. Он постоянно присматривается к себе и другим, критичен и самокритичен, хотя весьма элементарно и несовершенно. Ребенок в этот период способен к глубокому переживанию горечи неудач, разочарования и радости побед. Он учится адекватно оценивать явления и делать выводы.

В три года проявляется такое сложное переживание, как стыд. Ребенок впервые осознает свои поступки с позиции добра и зла, к нему приходит такое глубокое человеческое чувство, как сострадание. Он проявляет сочувствие к больному, способен заплакать при виде страданий другого человека, понимает иронию и насмешки, воспринимает юмор. Долго помнит обиду, зло, плачет, будучи униженным.
На четвертом году жизни ребенок способен и к двуличности, хитрости, может делать вид, что предлагает свои игрушки, но лишь для того, чтобы более успешно отобрать игрушки у других. Он начинает понимать, чего от него ждут, каким ему следует казаться, оставаясь таким, какой он есть на самом деле, отлично ориентируется, «кто есть кто» в семье.
Неправильное воспитание в этот период может привести к формированию преневротических характерологических признаков тревожной мнительности и зависимости. Открывается возможность возникновения невроза навязчивых состояний.
В возрасте от года до 3 лет весьма частой причиной невроза служит эмоциональное потрясение, вызванное столкновением искусственно изолированного от природы и испытывающего страх перед ней ребенка, например, при встрече с животными, насекомыми, домашней птицей. Собака, обнюхавшая ребенка, нападение гуся или петуха, неожиданно увиденная лошадь, корова— довольно частаяпричина возникновения заикания и тиков, недержания мочи и других невротических проявлений.
Потрясающей психической травмой для ребенка является неадекватное, пугающее поведение взрослых: драки, ссоры, необычное поведение близких людей и особенно отца (в состоянии алкогольного опьянения и т. п.).
В ряде случаев невроз у детей дошкольного возраста начинался после потери любимой игрушки, животного или после того, как их у него отобрали.
Возрастной период от 4 до 7 лет — период застенчивости. Ребенок начинает осознавать всю сложность реального мира и ограниченность своих возможностей. Это новый и важный период формирования межличностных отношений. Ребенок уже не столько демонстрирует свои возможности, сколько присматривается к другим. Именно в этом периоде, к 5—6 годам, ребенок способен в течение продолжительного времени заниматься делами, требующими большого зрительного сосредоточения: рисовать, конструировать, шить, вышивать и т. д. В этом возрастном периоде идет бурное формирование личности, подготовка к школе.
В возрасте от 4 до 5 лет наступает заключительная стадия развития речи. Ребенок понимает свыше 4 тысяч слов, способен выразить спои мысли и эмоции. В 4 года он твердо осознает свой пол, знает свою фамилию, отчество, адрес, вид транспорта, которым пользуется. Психологи считают, что к 5 годам ребенок проходит половину своего интеллектуального развития. Л. Н. Толстой писал: «Разве не только я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребекка до меня — только шаг».

К 7 годам при неправильном воспитании заканчивается формирование прсневротических характерологических признаков. Далее лишь усиливаются отрицательные черты бурно формирующейся в этот период личности. Потребности ребенка в этом возрасте обшкркы и удовлетворение их обеспечивает нормальный уровень резвнтмя личности, ее стабильность, психическое здоровье, гармоничное развитие.

Период от 7 до 8 лет — это период адаптации ребенка в массовой школе. Поступление в школу— всегда эмоциональный стресс, дифференцированная оценка интеллектуальных и лрушх. Датков, работоспособности, устойчивости внимания— серьезная проверка адекватности самооценки. В этот период выявляется склонность к общению. Наи более патогенными для первоклассника является ситуация конфликта с учительницей, затруднения в усвоении учебной программы.

Следующий возрастной период — от 9 до 11 лет — период адаптации личность в коллективе. К концу 2-го — началу 3-го класса ученик имеет дело со сложившимся общественным мнением в классе, элементами требовательности друг к другу, формированием групповых норм поведения. Поступки товарищей обсуждаются, им дается оценка, симпатии и антипатии основываются на объективном представлении о достоинствах и недостатках. Налаживаются деловые связи, возникают общие интересы, имеют место взаимопомощь, сочувствие и злорадство, восхищение и зависть. В этот возрастной период формирование личности ребенка происходит под влиянием коллектива.

Наконец, период от 11 до 14 лет — период подросткового самоутверждения. Он характеризуется эмоционально-насыщенными взаимоотношениями, новыми переживаниями, которым подвергается в этом возрасте ребенок.
Резко усложняется программа обучения, возрастает требовательность родителей и педагогов. В межличностных отношениях доминирует страх быть отвергнутым группой сверстников, страх осрамиться, невыгодно отличаться от них. Потребность в самоутверждении приводит к стремлению занять более высокое положение среди одноклассников, но застенчивость, нерешительность, неверие в свои силы тормозят эту тенденцию. В этом возрастном периоде у подростка возникает потребность в признании, стремление к независимости, желание проявить себя. Появляется осознанный интерес к противоположному полу, повышенная возбудимость, ранимость, чувствительность, эмоциональная неустойчивость. Все это нередко приводит к обострению взаимоотношений ребенка с родителями, которые часто недоучитывают то, что подросток не требует уже прежней опеки.
Все перечисленные возрастные периоды являются благоприятным условием для возникновения конфликтов между ребенком или подростком и взрослыми.
Невротические проявления у детей в значительней степени зависят от того, на каком возрастном этапе они возникают. В преддошкольном и школьном возрасте в структуре невротического состояния появляются такие поврогепние нарушения, как отказ от еды, рвота, запоры, поносы, недержание кала, мочи, «нервная» одышка и кашель. Дети, рвотой, при заболевании сердечно-сосудистой системы появляются жалобы на боли в области сердца, изменение пульса. Нередко встречающиеся при невротических состояниях у детей младшего возраста двигательные нарушения: всевозможные судорожные приступы, подергивание отдельных мышц лица (тики), век и, наконец, просто повышенное двигательное возбуждение — обусловлены значительным преобладанием в эту пору жизни какого-либо раздражения.

Особенно много невротических состояний падает на возраст «вершины негативизма», на период упрямства (2—4 года). Ребенок переживает в этой фазе своего развития чрезвычайно много oшибок. В этом возрастном периоде перед малышом открываются, как мы уже говорили, большие возможности познания окружающего и проявления активности. Бурно проявляется стремление к самостоятельности. При этом, разумеется, нарушаются принятые нормы поведения, пачкается костюм, иногда разбиваются вещи и ломаются игрушки. В ответ на проявление активности ребенка, как правило, упрекают, запрещают реализовать его стремление к самостоятельности. В результате — столкновение возбудительного и тормозного процессов, приводящее к сшибке, конфликтам, неврозу. Позедение ребенка резко меняется, и на этом фоне возникают разнообразные симптомы патологического поведения: либо реакция протеста, упрямство, своеволие, стремление себя утвердить, либо подавленность, нерешительность, заторможенность, неуверенность. Учащаются невротические состояния и в возрасте 7—8 лет. Это новый этап в жизни ребенка, когда он способен осмыслить необходимые в норме формы поведения, людские взаимоотношения, когда па смену детской непосредственности приходит чувство такта, дистанции, когда, как говорят, ребенок учится «себя держать». Требования школы иногда для него становятся сверхсильным раздражителем, и ребенок заболевает неврозом. Здесь чаще всего имеют место тики, заикание.
В пубертатном периоде (период полового созревания) заболеваемость неврозом увеличивается. Безусловно, большое значение имеют конфликты в семье, где очень часто (как уже говорилось выше) родителей застает врасплох тот факт, что ребенок вырос, что он имеет право на самостоятельность и что прежняя опека для него непереносима.
С прослеживающимся половым влечением у него появляются свои маленькие тайны, исчезает откровенность в отношениях с близкими. Так как родители не всегда правильно оценивают новые черты в личности подростка и его законному стремлению к некоторой независимости противопоставляют требования, резко ограничивающие его свободу, возникает конфликт, ведущий к невротическому состоянию. Появляющаяся у ребенка во взаимоотношениях с товарищами замкнутость создает некоторую отчужденность, связь с коллективом ослабевает.
Таким образом, мы видим, что возрастной фактор играет определенную роль в структуре невротических состояний. С. С. Корсаков писал, что всякий возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость.
Проявления нервности у ребенка довольно разнообразны.

Расстройство сна
— частое проявление нервности ребенка. Сон, согласно учению И. П. Павлова, имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Благодаря сну утомленная нервная система восстанавливается. Здоровый ребенок сохраняет во сне спокойное выражение лица, мышцы его тела расслаблены, он дышит глубоко и ровно, лицо розовеет. Новорожденный спит почти круглые сутки; к концу 2-го месяца у него устанавливается регулярная смена сна и бодрствования. Ребенок к этому времени больше спит ночью, а днем дольше бодрствует. В течение первого года жизни ребенок спит днем 3 раза по 2 часа, в начале 2-го года — 2 раза по 2 часа, а к полутора годам — один раз в день. Школьник спит только ночью 9—10 часов.
Нарушения сна проявляются в разных формах: либо ребенок долго не может уснуть, либо, заснув, просыпается от страшных снов, либо чрезмерно мало спит и рано
встает.
Здоровый ребенок испытывает к вечеру естественное утомление и у него появляется готовность ко сну. Уложенный в постель, он быстро засыпает. Ребенок, находящийся в невротическом состоянии, не может заснуть, ворочается, проявляет беспокойство, просит мать посидеть около него, почитать ему, спит мало и рано просыпается. Систематическое недосыпание детей истощает их нервную систему. Они встают вялыми, днем хотят спать, появляются головные боли, ночные страхи, рассеянность, раздражительность, снижается успеваемость в школе.
Большое значение в нарушении сна ребенка имеют прочитанные перед сном или просмотренные по телевизору возбуждающие нервную систему сцены, шумные игры. Яркий свет, громкий неприятный разговор, особенно ведущийся между близкими людьми, высокая или низкая температура в комнате, кожный зуд, боль также мешают засыпанию. Нервный ребенок спит неспокойно, просыпается, а засыпая, жалуется, что у него болят руки, ноги, спина, хочет пить, просит высадить его на горшок, требует игрушек, хочет, чтобы мать взяла его себе в кровать. Иногда среди ночи возникают страхи. Ребенок вскакивает, дрожит всем телом, глаза его широко раскрыты, на лице выражение ужаса. Лицо бледнеет или краснеет, покрывается капельками пота. Отдельные выкрикивания («боюсь», «дядя там» и т. д.) свидетельствуют о том, что он кого-то боится. Наутро, как правило, он не помнит о случившемся. Такие приступы повторяются по нескольку раз в ночь. Беспокоящие сновидения связаны с возбуждающими впечатлениями дня. Если ребенок пережил тяжелую семейную сцену между родителями, если он был свидетелем потрясшего его события или если его запугивают {в воспитательных целях), например тем, что «его заберет дядя в мешок» или «придет волк из леса» и т. п., поведение ребенка ночью может непосредственно отразить травмирующее его переживание.
В более старшем возрасте сон может быть поверхностным вследствие школьных впечатлений, являющихся очагом возбуждения. Дети во сне продолжают отиечать уроки, держать экзамены и т. д. В отдельных случаях наблюдается снохождение. Дети встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим взором, ходят по комнате, производят как будто целесообразные движения (перекладывают вещи в комнате, собирают постельные принадлежности и т. д.). Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все эти действия чаше производятся молча, иногда же ребенок говорит что-нибудь, не относящееся к данной ситуации. Если ребенка не остановить и не уложить в постель, он в конце концов ляжет сам и уснет, а утром ничего не будет помнить о случившемся.
Правильный сон имеет большое значение для здоровья ребенка. Систематическое недосыпание истощает нервную систему, появляются головные боли, нарастает утомляемость. Повышенная утомляемость и непереносимость шума  заставляют ребенка избегать детского общества, уединяться и тем самым лишать себя детских развлечений. Появляется неуверенность в себе, пассивность, угнетенность, легко возникают вспышки гнева, раздражение, обычно заканчивающееся слезами («раздражительная слабость»).
Следовательно, своевременное предупреждение расстройств сна является одним из существенных условий развития здорового ребенка.

Детские страхи.Одним из проявлений невротического состояния у детей являются страхи. Ребенок раннего детства, не обладая жизненным опытом, часто не видит реальной опасности там, где она есть, и, наоборот, боится всего нового, незнакомого, даже не таящего в себе никакой опасности. Любое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ребенку и возникла неожиданно, может стать источником страха: внезапно выскочившая из-за угла с громким лаем собака, прыгнувшая в кровать к ребенку кошка, увиденные в зоопарке животные, человек, надевший противогаз, маску и т. д. У ребенка раннего возраста отмечается повышенная чувствительность слухового аппарата к звуковым раздражителям, поэтому неожиданно громкие звуки, внезапное нарушение равновесия могут вызвать страх. Особенно большую роль играет запугивание детей взрослыми. Неопытные в деле воспитания матери, стремясь заставить ребенка слушаться, пугают его «волком, который унесет его в лес», «бабой-ягой» и т. д. Запугивают ребенка и тогда, когда он не хочет одеваться, чтобы идти на прогулку, когда плохо ест, предлагают его взять чужим людям и т. д. Если ребенок находится непрерывно в травмирующей его ситуации, у него проявляются так называемые – чертыпатологического развития чувства тревоги, заторможенность, боязливость, нерешительность, угнетенность, мнительность. Отсюда возникает настоятельная необходимость при воспитании ребенка раз и навсегда отказаться от приемов запугивания.

Летательные нарушения.Дети первых лет жизни выражают свои переживания очень бурно. В момент гнева, злобы, протеста ребенок изгибается на руках у матери, мускулы его как бы находятся в состоянии судорожного сокращения, тело становится напряженным, «как доска»; иногда он с криком падает на иол, беспорядочно бьет руками, ногами, стучит головой об пол. Нерелчо ребенок так ведет себя в наиболее неподходящей обстановке — на улице, в трамвае, в общественных местах. Таким поведением он стремится привлечь внимание взрослых или добиться выполнения своих требований. Подобного рода «двигательные бури» у маленьких детей являются прототипом истерического припадка в более старшем возрасте.
При высокой температуре у младших детей иногда появляются судорожные припадки, которые не всегда бывают обусловлены воспалительным процессом мозга или его оболочек. Возникновение их объясняется тем, что детям раннего возраста свойственна нервная возбудимость. Иногда такие явления возникают после тяжело протекающей инфекции.
Причиной возникновения двигательных нарушений нередко является и психическая травма. Примером может служить следующее наблюдение.
Юра С, 6,5 года. В прошлом долго не мог привыкнуть к яслям, неохотно их посещал. Считался очень нервным и трудновоспитуемым. На следующее утро после того, как его однажды наказали в детском саду, у него вдруг «ослабели» ноги. Врач даже поставил диагноз: полиомиелит. Однако ошибка диагноза была вскоре обнаружена: через два дня парез ног исчез. У таких детей нередко в дальнейшем формируется патологическое развитие личности.

Тики
— довольно распространенный симптом невротического состояния в детском возрасте. Это судорожные сокращения, чаще всего встречающиеся у детей в мышцах лица, шеи, головы, рук, происходящие по типу целенаправленного движения. Например, ребенок подергивает плечом, точно его стесняет платье, моргает глазом, будто желая смахнуть соринку, производит движение рукой, как бы отбрасывая мешающие ему волосы. Приведем следующий пример.
Мать Коли Б. обратилась к врачу по поводу того, что у ребенка в течение последнего года после испугавших его прививок появилось подергивание головой. Ребенок живет с матерью. Отец оставил семью. В возрасте года перенес травму головы с легкими явлениями сотрясения мозга. Развивался нормально. В контакт с врачом вступает охотно, разговорчив. В разговоре с врачом сказал: «Отец нас прогнал», после того сильно затормозился, появились движения головой, стал жаловаться на головную боль. В отделении был аккуратен, упрям, на предложение оправить свою постель ответил: «Вы здесь работаете, вы и оправляйте, а я не работаю здесь». Ребенок, видимо, тяжело травмирован разлукой с отцом. Любовь к отцу и вместе с тем отрицательное отношение к нему за то, что он оставил семью, и явились причиной возникновения насильственного движения головой у мальчика.
Тики возникают чаще в определенные возрастные кризы: 4—7 и 13—15 лет. В этот период наблюдается большая чувствительность ребенка к раздражителям окружающей его обстановки.

Нарушение функции органов пищеварения.Анорексия (снижение аппетита) является очень частым выражением невротического состояния детей, особенно в раннем возрасте. Причиной анорексии в одних случаях является снижение выделения слюны. Дети медленно жуют, их рот наполнен пищей, которую они долго не могут проглотить; в дальнейшем ребенок приучается брать еду небольшими порциями и запивать водой именно в силу того, что она недостаточно смочена слюной.

В других случаях причиной снижения аппетита является однообразное питание, в результате чего организм ребенка насыщен лишь определенными пищевыми веществами и возбудимость в соответствующих частях пищевого центра снижена.
Иногда анорексня наблюдается при состояниях, вызванных инфекциями, наличием глистов, снижением общего обмена, когда ребенок вынужден из-за какого-либо заболевания длительно находиться на постельном режиме. Сахар, конфеты, шоколад, съеденные перед едой, оказывают отрицательное влияние на аппетит ребенка. У нервного ребенка анорексия может продолжаться в течение длительного, времени. Особенно способствует этому насильственное кормление.
Иногда отрицательное отношение к еде может возникнуть в результате сочетания приема пищи с неприятными ощущениями (например, высокая температура пищи). В некоторых случаях попытка насильственного кормления вызывает рвоту «фонтаном».
У чрезмерно избалованных детей при определении их в ясли или детский сад появляется рвота как реакция на изменение обстановки и разлуку с близкими. Рвота может возникнуть в момент испуга ребенка. Так, девочка б лет, повышенно возбудимая, робкая, нерешительная, сорвала на клумбе соседей цветы. За едой мать сказала, что за этот поступок ей грозит тюрьма. Девочка очень испугалась, и ее тут же вырвало. С тех пор рвота стала повторяться при всяком приеме пищи.
В подростковом возрасте анорексия нередко обусловлена стремлением похудеть, доводящим иногда подростка до состояния крайнего истощения. Чаще это состояние наблюдается у девочек, обладавших прежде сниженным аппетитом. Влечение к похудению возникает в связи с появлением вторичных половых признаков. Развивающиеся грудные железы воспринимаются подростком как появившаяся полнота, портящая фигуру и вызывающая чувство стыда. Создается привычка к голоданию, к ощущению пустоты в желудке. С таким ребенком надо длительное время в спокойном тоне вести беседы о том, что здоровье, а не болезненная худоба создает впечатление свежести и красоты.

Нарушение функции органов дыхания и сердечно-сосу
дистого аппарата.У детей младшего возраста нередко наблюдается нервный кашель. Особенно часто он возникает после тяжело перенесенного коклюша с «закатыванием». Заболевание верхних дыхательных путей также может привести к нервному кашлю. У более старших детей реакции в виде кашля встречаются довольно редко. Часто приходится видеть состояние одышки, постоянные глубокие вздохи, создающие впечатление нехватки ребенку воздуха. Одышка встречается у детей, перенесших атаку ревматизма, сопровождавшуюся явлениями кислородной недостаточности. В дальнейшем состояние ребенка под влиянием лечения нормализовалось, по реакция упрочилась и одышка повторяется уже без всяких к тому оснований. Под влиянием психотерапии постепенно все патологические признаки исчезают.
Нарушение функции мочеиспускания — это довольно частое явление у детей. Ребенок овладевает навыком опрятности в разные сроки. В значительной мере этот срок зависит от воспитания в нем этого навыка. С 9—10 месяцев ребенка нужно систематически высаживать на горшок, и тогда вскоре он начинает сам «проситься» днем на горшок. Однако ночью ребенку напоминать о необходимости помочиться нужно до 6—7 лет.

Причины ночного недержания мочи самые разнообразные (недоразвитие позвоночника, слабость мочевого пузыря), но чаще всего недержание мочи связано с психогенным фактором (испуг, огорчение, страх и другие неприятные переживания).
Нередко недержание мочи как временное явление возвозникает у детей, перенесших инфекционные заболевания, приводящие к ослаблению мускулатуры мочевого пузыря. Ночное недержание мочи оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего «порока», стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки других детей и на упреки взрослых. У них появляется стремление избегать общества детей, возникает ощущение своей неполноценности, развивается робость, чувствительность, неуверенность в своих силах, иногда упрямство. Неправильный подход к детям, страдающим недержанием мочи (стыдят, заставляют замывать белье, наказывают), приводит к усилению заболевания.

Патологические привычки.Ребенку раннего возраста свойственно играть своими ручками, ножками, тянуть в рот пальчики, засовывать их в нос, трогать свои половые органы. Иногда он ритмически, маятникообразно раскачивает все свое тело или одну голову. При этом личико ребенка краснеет, взгляд устремляется в одну точку. В дальнейшем, по мере развития ребенка, игра со своим телом прекращается. Ребенок тянется к игрушкам, окружающим предметам. Однако у некоторых детей остаются инфантильные привычки сосать свой палец, губу, язык или даже кусочек своего белья, ковырять пальцами в носу, расчесывать тело, раскачиваться, дотрагиваться до своего полового органа.

Особенно часто это наблюдается у детей, при воспитании которых был допущен ряд ошибок, приведших к чрезмерному сосредоточению внимания на своем теле (чрезмерная физическая ласка, бесконечные поцелуи, поглаживания). Когда же привычка укрепилась, родители нередко пугаются, часами просиживают у его кровати, отдергивая его руку от полового органа и ошибочно предполагая, что ребенок испытывает сексуальное ощущение, вынимают его пальцы изо рта, мажут руки хиной, завязывают их, бинтуют, надевают перчатки. Все это ведет к еще большей фиксации внимания на вредной привычке. Нередко взрослые запугивают ребенка, говоря, что если он будет сосать палец, раскачиваться, то вырастет глупым, больным или ему отрежут пальцы и т. д.
Привычки ребенка родителями расцениваются как несчастье. Между тем у ребенка возникает невротическое состояние, которое все более осложняется, так как, производя привычный акт, ребенок испытывает страх и чувство собственной вины. С другой стороны, уже давно оставленные детские привычки могут вновь появиться, если ребенок заболевает неврозом, возникшим по другим причинам.
Среди распространенных патологических привычек в детском возрасте следует упомянуть еще о привычках грызть ногти, ковырять в носу, расчесывать тело, обычно проявляющихся в момент огорчения, тревоги, волнения, нетерпения. Эти привычки могут сохраниться и в школьные годы.
Патологические влечения у детей разнообразны. Это и склонность уходить из дому, и влечение ко лжи, к воровству, к порче и разрушению вещей и т. д.
Особенно часто возникает стремление уходить из дому. Маленький ребенок испытывает большую радость от бега. Он убегает в другую комнату или на улицу, не дожидаясь, пока его позовут гулять. Это, конечно, еще не уход из дому. Однако на четвертом году жизни встречаются уже настоящие «уходы». Находясь на прогулке или играя с детьми, ребенок убегает на другую улицу, теряется, и его приводят домой. У таких задержанных детей нет стремления скорее попасть домой.
Наиболее частой причиной ухода из дому старших детей является боязнь наказания и упреков, например, в тех случаях, когда ребенок принес плохую отметку из школы или, гуляя, задержался. Ребенок уходит из дому к знакомым или родственникам, каждый раз приводя вымышленные мотивы своих «уходов».
Нередко у детей наблюдается и патологическая лживость. Как же появляется у ребенка понятие правды и лжи? Если ребенка 4-х лет предупреждают, что прикосновение к горячей кастрюле принесет ему вред, он, прикоснувшись к ней, убеждается в том, что ему сказали правду. Своими ощущениями он проверяет правильность сказанного. Авторитетом, подтверждающим достоверность того или другого, являются близкие люди — родители, учитель («моя мама сказала», «папа говорил» и т. д.). Правдивость, справедливость в глазах ребенка нарушена в тех случаях, когда родители и воспитатели наказывают его за незначительное проявление непослушания, за маленькие провинности. Тогда он начинает осознавать «полезность» лжи. Неспокойное поведение и возбуждение взрослых — крики, шум, наказания, следующие за провинностью, впечатлительному чувствительному ребенку настолько трудно пережить, что он готов пойти на ложь, лишь бы освободиться от травмирующих его сцен.
После поступления в школу возрастают обязанности ребенка, его ответственность. И если, возлагая обязательства, от него требуют больше, чем он может дать, возникает конфликт, появляется спасительная ложь.
Ребенок лжет, чтобы скрыть от чужих пьянство отца, ссоры в семье. В период полового созревания случаи лживости учащаются в тех случаях, когда родители не понимают особенностей развития личности на этом этапе. Постепенно ложь входит в привычку и является как бы способом
самозащиты.
Таким образом, неврозом чаще заболевают дети слабого типа. Обычно это дети, перенесшие родовую травму, болевшие острыми и хронически протекающими инфекциями, дети, матери которых страдали токсикозом в период беременности.
Следует помнить, что мы должны вырастить таких людей, которые, как говорила Н. К. Крупская, могли бы и радостно жить, и в это же время были бы знающими, вдумчивыми, двигающими вперед науку, умеющими коллективно работать, наслаждаться жизнью.
Для этой цели не следует тормозить детскую деятельность и инициативу, особенно в период первого возрастного криза, когда ребенку исполнится 3—4 года, в момент, когда в нем пробуждается стремление к проявлению своего «я», и в период пубертатного криза (т, е. в период полового созревания), характеризующегося все растущим ощущением самостоятельности, независимости от взрослых.
С самых малых лет необходимо воспитывать в детях стремление к самостоятельности и посильному труду. Часто приходится встречать детей, которых в возрасте 3—4 лет кормят с ложечки, а в 7 лет им застилают постель, не разрешают вымыть за собой посуду.
К. Ушинскип писал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни
счастливой».
Большую роль в приобретении ребенком бодрости и жизнерадостности играют физическая культура и спорт.
Как предупреждать развитие патологических форм поведения у детей? Прежде всего, должна проводиться линия укрепления нервной системы ребенка и устранение травмирующих его психику впечатлений. Взрослые в семье при любых обстоятельствах должны сохранять корректный тон по отношению друг к другу и по отношению к ребенку, помнить, что уход из семьи одного из родителей есть драма для ребенка.
Для предупреждения развития нерешительности в поведении ребенка необходимо отказаться от травмирования его постоянными одергиваниями и запретами. Нужно пробуждать в нем активность, прививать навыки самообслуживания и всячески стимулировать его деятельность.
К расторможенным детям нужно подходить осторожно, проявляя большое терпение. Наказания только ослабляют детей и заставляют уходить в себя.
Гибкая педагогическая «политика», учитывающая возрастную специфику ребенка, способна много сделать для предупреждения нервных срывов и тем самым заложить основу душевного здоровья.